Социальный кодекс в сфере социальной защиты
1 июля 2023 года в силу вступил СОЦИАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
Принципы государственной политики в сфере социальной защиты
Государственная политика в сфере социальной защиты основывается на следующих принципах:
1) равноправие и недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере социальной защиты;
2) превентивность;
3) адресность, доступность и дифференцированный подход;
4) солидарность и коллективная ответственность государства, работодателей и граждан в системе социального обеспечения;
5) прозрачность и справедливость использования экономических ресурсов, а также соразмерность задачам государственной политики в сфере социальной защиты.
Социальная защита предоставляется лицам (семьям) при наступлении условий, установленных настоящим Кодексом, в виде:
1) социальной защиты семьям, имеющим детей;
2) мер социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, а также социальных выплат по случаю потери работы при условии участия в системе обязательного социального страхования;
3) адресной социальной помощи лицам (семьям) со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности;
4) оказания специальных социальных услуг лицам (семьям), признанным нуждающимися в предоставлении специальных социальных услуг;
5) социальной защиты лиц с инвалидностью;
6) социальной помощи отдельным категориям граждан посредством выплаты специального государственного пособия, в соответствии в настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан;
7) пенсионного обеспечения;
8) социальной защиты лиц, потерявших кормильца;
9) единовременной выплаты на погребение в случае смерти получателя пенсионных выплат по возрасту или получателя государственной базовой пенсионной выплаты, государственных социальных пособий его семье либо лицу, осуществившему погребение.
Хотелось бы отдельно остановиться на обращении за предоставлением специальных социальных услуг в условиях полустационара, стационара и на дому.
Лицо (семья), нуждающееся в специальных социальных услугах, обращается за предоставлением специальных социальных услуг по месту проживания путем подачи заявления.
Лицу (семье), нуждающемуся в специальных социальных услугах вследствие бездомности (лицу без определенного места жительства), жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, специальные социальные услуги предоставляются независимо от места проживания.
В интересах лица (семьи), нуждающегося в специальных социальных услугах, с заявлением о предоставлении специальных социальных услуг с указанием причины, по которой лицо (семья) не обращается самостоятельно, может обратиться:
1) один из взрослых членов семьи;
2) опекун (попечитель);
3) аким поселка, села, сельского округа;
4) лицо по доверенности в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
5) субъект, предоставляющий специальные социальные услуги лицу (семье), нуждающемуся в специальных социальных услугах вследствие:
жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;
бездомности (лицу без определенного места жительства);
6) организация, осуществлявшая мероприятия по профилактике возникновения нуждаемости в специальных социальных услугах.
Предоставление гарантированного объема специальных социальных услуг за счет бюджетных средств осуществляется на основании решения местных исполнительных органов районов, городов областного, республиканского значения, столицы, за исключением лиц, нуждающихся в специальных социальных услугах вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, связанным с торговлей людьми и бездомностью.
Основаниями для отказа в предоставлении специальных социальных услуг являются:
1) несоответствие основаниям;
2) недостоверность представленных сведений и документов;
3) наличие медицинских противопоказаний к предоставлению специальных социальных услуг.
Предоставление лицам с инвалидностью специальных социальных услуг в области социальной защиты
Специальные социальные услуги лицам с инвалидностью предоставляются в условиях стационара, полустационара и на дому в порядке, определенном уполномоченным государственным органом.
Предоставление специальных социальных услуг лицам с инвалидностью осуществляется субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги.
Заведующая отделением социальной помощи на дому Насырова А.Р.
Объявление о начале конкурса «Парыз 2023»
Отдел занятости и социальных программ акимата Мамлютского района СКО сообщает, что Министерство труда и социальной защиты населения РК объявило о запуске конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз» в 2023 году.
Конкурс проводится в соответствии с Указом Первого Президента Республики Казахстан от 23 января 2008 года № 523 на всей территории Республики Казахстан, в нем могут принимать участие субъекты частного предпринимательства. Участие в конкурсе является бесплатным. Звания лауреатов конкурса присуждаются в двух категориях: субъект малого и среднего предпринимательства и субъект крупного предпринимательства
по следующим номинациям:
1) «Лучшее социально-ответственное предприятие».
2) «Лучшее предприятие в области охраны труда».
3) «Лучший коллективный договор».
4) «За вклад в экологию».
5) «Лучший социальный проект года».
Учитывая важность проводимого мероприятия, приглашаем руководителей предприятий и субъектов частного предпринимательства Мамлютского района принять участие в республиканском конкурсе по социальной ответственности бизнеса «ПАРЫЗ».
Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется до 1 июля 2023 года.
Для получения более подробной информации о конкурсе «Парыз» и подачи заявок просим обращаться в отдел занятости и социальных программ по адресу г.Мамлютка, улица Гуденко,19, кабинет 6.
Телефон для справок 8 715 41 2 15 64
Правила деятельности организаций, оказывающих специальные социальные услуги в условиях на дому
Правила деятельности организаций, оказывающих специальные социальные услуги, разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О специальных социальных услугах".
Правила определяют порядок деятельности организаций, предоставляющих специальные социальные услуги на дому следующим лицам:
1) детям с инвалидностью с психоневрологическими патологиями,
2) детям с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
3) лицам с инвалидностью старше восемнадцати лет с психоневрологическими заболеваниями,
4) лицам с инвалидностью первой и второй групп,
5) лицам, не способным к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом.
Специальные социальные услуги в условиях на дому предоставляются в дневное время суток по 8 направлениям:
Социально – бытовые услуги,
Социально – медицинские услуги
Социально-психологические услуги,
Социально-педагогические услуги
Социально-трудовые услуги,
Социально-культурные услуги,
Социально-экономические услуги
Социально-правовые услуги
В организациях надомного обслуживания обеспечивается:
оказание специальных социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей получателей услуг, ориентированных на повышение уровня их личностного развития, социализации и интеграции;
выявление и учет получателей услуг, нуждающихся в надомном обслуживании;
информирование получателей услуг и членов их семьи об объемах и видах оказания специальных социальных услуг;
иная деятельность в соответствии с учредительными документами организации надомного обслуживания.
Пискун С.А.
консультант о социальной работе
ОЗСП
Итоги конкурса «Парыз — 2020»
В Казахстане за годы независимости заложены основы крепких партнерских отношений государства и бизнеса. Индикатором такого многогранного взаимодействия с 2008 года является утвержденный Елбасы конкурс по социальной ответственности «Парыз». Мамлютский район в республиканском конкурсе по социальной ответственности бизнеса «Парыз — 2020» в номинации «Лучший коллективный договор» представлял ТОО «Хуландой». По итогам областного конкурса занял 1 место и продолжит представлять наш район на республиканском уровне. 9 ноября 2020 года аким Мамлютского района Владислав Геннадьевич Лукин торжественно поздравил за занятое первое место главу ТОО «Хуландой» Небиюлу Нурмулиновича Сагандыкова и вручил диплом.
Помощь от государства
В Казахстане каждый человек с инвалидностью имеет право на оказание помощи. Согласно действующему законодательству каждому человеку с инвалидностью, в том числе ребенку, в соответствии с реабилитационным потенциалом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая определяет комплекс реабилитационных мероприятий, включающих в себя медицинские, социальные, профессиональные реабилитационные меры, направленные на восстановление и компенсацию нарушенных и утраченных функций организма.
На основании индивидуальной программы реабилитации, нуждающиеся в помощи люди с инвалидностью обеспечиваются обязательными гигиеническими средствами, услугами специалистов жестового языка, индивидуальными помощниками, протезно-ортопедической помощью, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, а также специальными средствами передвижения (кресло-коляски) и санаторно-курортным лечением.
Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК по СКО на основании решения врачебно-консультативной комиссии.
Портал для удобства
Такой вид лечения осуществляется местными исполнительными органами путем предоставления санаторно-курортной путевки инвалидам и детям-инвалидам согласно индивидуальной программе реабилитации, разработанной с учетом медицинских противопоказаний через Портал социальных услуг https://aleumet.egov.kz. Он запущен для совершенствования системы социального обслуживания, обеспечения прямого взаимодействия получателей и поставщиков товаров и услуг. На данной единой цифровой площадке лицам с инвалидностью предоставляется возможность самостоятельного выбора услуг и средств реабилитации с учетом индивидуальных потребностей.
Для регистрации на Портале необходимо нажать кнопку «Поддержка» в верхнем углу главной страницы. В открывшемся окне необходимо выбрать соответствующую инструкцию пользователей по работе с Порталом, где приведен пошаговый алгоритм действий.
Особое внимание уделяется детям-инвалидам по слуху. Право на получение средств и услуг реабилитации в соответствии с социальной и профессиональной частью индивидуальной программы реабилитации имеют те, кто прошел процедуру слухопротезирования кохлеарным имплантом. Однако одним из противопоказаний к обеспечению сурдотехническими средствами является состояние после кохлеарной имплантации. Сурдотехнические средства для глухих и слабослышащих лиц рекомендуются инвалиду с кохлеарным имплантом в случае отсутствия положительных результатов после кохлеарной имплантации и наличия нарушений слухового восприятия и неразвитой устной речи, что подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии медорганизации.
Индивидуально для каждого
В соответствии с правилами предоставления такой социальной услуги, как индивидуальный помощник для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху, осуществляется шестьдесят часов в год в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Для этого заключается договор возмездного оказания услуг с физическими лицами. Для его заключения необходимо обратиться в отдел занятости и социальных программ по месту жительства. Оплата услуг индивидуального помощника производится отделами занятости за фактическое время оказания услуг, но не более восьми часов в день.
Замена комплектующих узлов и изделий в составе протезов нижних и верхних конечностей, изготовленных по современной технологии, производится не ранее, чем через три года, для детей-инвалидов — не ранее, чем через два года со дня их получения.
Замена комплектующих узлов и изделий с электронными коленными модулями производится не ранее чем через пять лет со дня их получения, косметическая облицовка, стопы, приемная гильза, изготовленные на основе синтетических смол, чехлы — до одного года. Замена протезов грудной железы, ходунков производится через два года, тростей и костылей — не менее, чем через год со дня их получения.
Медицинскими показаниями к обеспечению инвалидов подгузниками являются:
- нарушения стато-динамических функций организма, сопровождающиеся нарушением функции тазовых органов по типу недержания мочи и кала, обусловленные заболеваниями и (или) последствиями травм;
- недержание мочи и кала вследствие психических расстройств, обусловленных нарушением контроля за своим поведением;
- нарушение функции тазовых органов по типу недержания мочи и кала вследствие травм мочевыводящих путей и прямой кишки, врожденных аномалий спинного мозга, мочевыделительной системы и желудочно-кишечного тракта.
Медицинскими показаниями к обеспечению инвалидов мочеприемниками и калоприемниками являются наличие стомы кишечника или мочевого пузыря.
Согласно приказу Министра здравоохранения и социального развития РК от 22 января 2015 года №26 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов», лица с инвалидностью обеспечиваются обязательными гигиеническими средствами в количестве:
- подгузники для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата — 730 штук. Первые три квартала по 200 штук, последний квартал — по 130 штук;
- мочеприемники для инвалидов с нарушением мочеполовой системы — 365 штук. Первые три квартала по 90 штук, последний квартал — по 95 штук;
- калоприемники для инвалидов с кишечным заболеванием — 365 штук. Первые три квартала по 90 штук, последний квартал — 95 штук;
- впитывающие простыни (пеленки) – 365 штук. Первые три квартала по 90 штук, последний квартал — 95 штук;
- катетер — 12 штук;
- катетеры одноразового использования для детей инвалидов с диагнозом Spinabifida (спинабифида) — 2190 штук;
- паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы — 12 штук;
- крем защитный — 12 штук;
- порошок (пудра) абсорбирующий — 12 штук;
- нейтрализатор запаха — 12 штук;
- очиститель для кожи — 12 штук.
О нововедениях в работе социальной сферы
23 сентября т.г. состоялся семинар — совещание с социальными работниками сельских округов и г. Мамлютка на тему «Нововедение в работе социальной сферы». В ходе семинара социальные работники ознакомились с методическими рекомендациями в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей. Методические рекомендации утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 10 августа 2020 года № 295.
Настоящие Методические рекомендации для социальных работников в сфере социальной защиты населения по профессиональной этике поведения при выполнении должностных обязанностей определяют этические принципы и базовые стандарты поведения, которыми руководствуются социальные работники сферы социальной защиты населения при оказании специальных социальных услуг и адресной социальной помощи.
Основными этическими принципами социального работника являются:
- социальная справедливость,
- честность,
- уважение чести и достоинства личности,
- гуманизм,
- патриотизм и служение обществу,
- компетентность и непрерывность профессионального развития,
- уважение общечеловеческих ценностей и толерантность,
- конфиденциальность,
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан с целью повышения качества предоставления специальных социальных услуг и адресной социальной помощи планирует провести выборочное тестирование и повышение квалификации консультантов и ассистентов центров занятости, а также социальных работников. В этой связи, социальным работникам дана информация о проведении Единого тестирования на республиканском и региональном уровнях.
С этой целью Министерство направило план-задание по организации тестирования и текст обращения к социальным работникам. В обращении сказано, что Единое Комплексное Тестирование социальных работников станет важным этапом на пути профессионального развития и последующего карьерного роста! Социальные работники, набравшие высокие баллы будут рекомендованы для включения в экспертные советы областного и национального уровней.
В ходе семинара, также подведены итоги работы отделений социальной помощи на дому за 8 месяцев 2020 года, по оказанию специальных социальных услуг.
Заведующая отделением социальной помощи на дому ОЗСП Иргалиева А.И.
Оказание государственной услуги «Оформление документов на оказание специальных социальных услуг в условиях ухода на дому»
Специальные социальные услуги предоставляются отделениями социальной помощи на дому одиноким престарелым лицам, достигшим пенсионного возраста (не имеющим близких совершеннолетних трудоспособных родственников, обязанных по законодательству их содержать и заботиться о них) и одинокопроживающим (имеющим близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход; в силу преклонного возраста, имеющих инвалидность первой, второй группы, онкологические, психические заболевания, находящиеся в местах лишения свободы, выехавшие на постоянное местожительство за пределы страны или проживающие в другом населенном пункте). А также детям с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе по заключению психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
Отделения социальной помощи на дому в своей работе руководствуются Стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому, разработанным в соответствии с Законом РК от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах».
В настоящее время обслуживается 177 нетрудоспособных граждан, в том числе 2 участника ВОВ, 159 престарелых, 4 инвалида и 10 детей инвалидов, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, 2 лица старше 18 лет с психоневрологическим заболеванием.
Социальные услуги предоставляются социальными работниками по уходу за престарелыми и инвалидами в объёмах и видах, предусмотренных государственными стандартами социального обслуживания с учётом территории и зоны обслуживания, такие как: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги.
Государственная услуга оказывается местными исполнительными органами (далее — услугодатель).
Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через:
1) некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
2) КГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата Мамлютского района СКО» (далее ОЗСП).
При обращении в Государственную корпорацию, в ОЗСП — со дня регистрации пакета документов — 14 (четырнадцать) рабочих дней. День приема документов не входит в срок оказания государственной услуги, при этом результат оказания государственной услуги услугодателем предоставляется в Государственную корпорацию за день до окончания срока оказания государственной услуги.
Результат оказания государственной услуги: уведомление об оформлении документов в произвольной форме с указанием срока оказания специальных социальных услуг в условиях ухода на дому, или мотивированный ответ об отказе.
Государственная услуга оказывается бесплатно физическим лицам (далее — услугополучатель).
Услугополучатель (или его законный представитель или при ходатайстве медицинской организации) при обращении для оказания государственной услуги предоставляет к услугодателю, в Государственную корпорацию следующие документы:
1) заявление;
2) документ, удостоверяющий личность услугополучателя с наличием индивидуального идентификационного номера (для идентификации личности);
3) медицинская карта;
4) копия выписки из индивидуальной программы реабилитации инвалида (для престарелых не требуется);
5) для лиц пенсионного возраста — копия пенсионного удостоверения;
6) для участников и инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним — копии удостоверения, подтверждающего статус участника и инвалида Великой Отечественной войны и лица, приравненного к ним;
7) для детей — копия заключения психолого-медико-педагогической консультации.
Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки, после чего подлинники документов возвращаются услугополучателю.
В Государственной корпорации выдача готовых документов осуществляется на основании расписки о приеме соответствующих документов, при предъявлении документов удостоверяющий личность (или его представителя по нотариально засвидетельствованной доверенности).
Основаниями для отказа в оказании государственных услуг являются:
1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;
2) несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным Стандартами оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 165.
По всем интересующим вопросам обращаться по адресу: КГУ «Отдел занятости и социальных программ акимата Мамлютского района СКО», расположенное по адресу г. Мамлютка ул.Гуденко 19 или телефону 2-21-43.
«Оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характерасоциальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации» 84 шаг из Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Н. Назарбаева.
В целях повышения эффективности системы социального обеспечения с 1 января 2018 года идет реформирование системы оказания социальной помощи посредством внедрения нового формата адресной социальной помощи (далее — АСП).
Данный вид социальной поддержки внедрен за счет преобразования ныне действующих трех видов выплат для малообеспеченных граждан — адресной социальной помощи, государственного детского пособия детям до 18 лет и специального государственного пособия для многодетных семей.
С 2018 года меняется в первую очередь подход в оказании социальной поддержки семьям с доходами ниже черты бедности, а именно назначается единое пособие и разрабатываться план выхода конкретной семьи из состояния бедности, который реализуется совместными усилиями государства и заявителя.
В текущем году за назначением адресной социальной помощи обратилось 55 семей (201 получатель), в том числе за обусловленной денежной помощью — 40 человек (151 получатель) на сумму 4511,5 тысяч тенге, за безусловной денежной помощью — 15 заявителей (50 получателей) на сумму 848,1 тысяч тенге. Социальная помощь выплачивается единовременно и ежемесячно.
К примеру семья Мажитовых, состоящая из пяти человек обратилась к акиму Леденевского сельского округа 26 января 2018 года по поводу назначения адресной социальной помощи.
В процессе обращения проведено консультирование и предоставлена информация об условиях получения безусловной и обусловленной помощи, участия в активных мерах содействия занятости в программах социальной адаптации семьи, о необходимости заключения социального контракта, обязательствах сторон.
На основании заявления на единовременную выплату семье назначена обусловленная денежная помощь с 29 января по 1 июля 2018 года и выплачена единовременно.
С семьей заключен социальный контракт, одним из первых пунктов которого является участие трудоспособного члена семьи в активных мерах занятости (трудоустроен на постоянное рабочее место в К\Х «Фройншафт» в качестве рабочего), супруга находится по уходу за ребенком и ожидает 4-го ребенка, участвует в социальной адаптации.
В феврале 2018 года семья приобрела годовалую телочку и корма.
В течении периода действия социального контракта регулярно перечисляются обязательные пенсионные взносы.
Получатели АСП по социальному контракту трудоустроены в ИП «Беккель», ИП «Каримова», КХ «Весна» рабочим, Бостандыкскую среднюю школу завхозом и гардеробщицей, ИП «Шмидт». Члены семей переселенцев с. Ленино пошли учится, осваивать новую профессию. На оказанную помощь получатели приобрели одежду для детей, продукты. И таких примеров не мало. Доходы семьи увеличиваются, люди довольны.
На фото заявитель Мажитова Макпал с приобретенным хозяйством.
О государственной адресной социальной помощи нового формата
С 1 января 2018 года по поручению Главы Государство Н.А. Назарбаева, согласно Плану нации «100 конкретных шагов» начинает действовать обновленный вид поддержки малообеспеченных граждан — адресная социальная помощь. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. АСП нового формата будет назначается гражданам или семьям, доходы которых ниже 50% от величины ПМ в виде безусловной или обусловленной денежной помощи.
Безусловная адресная социальная помощь будет представляться малообеспеченным семьям, которые в своем составе не имеют трудоспособных членов или они по объективным причинам не могут участвовать в активных мерах содействия занятости.
Для таких категорий малообеспеченных семей АСП назначается без каких-либо условий ежеквартально и выплачивается ежемесячно.
Обусловленная адресная социальная помощь будет представляться трудоспособным малообеспеченным гражданам или малообеспеченным семьям, имеющих в своем составе трудоспособных членов при условии их обязательного участия в активных мерах содействия занятости.
В этих целях между социальными службами и получателями будет заключаться социальный контракт. Социальный контракт будет подписываться на 6 месяцев с возможностью его пролонгации ещё до 6 месяцев.
АСП нового формата является Единым пособием, которое объединяет в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей:
адресную социальную помощь, предоставляемая на каждого члена семьи, если среднедушевой доход семьи составляет ниже 40% от величины прожиточного минимума;
детские пособия, назначаемые на детей до 18 лет в размере 1,05 МРП, если среднедушевой доход семьи ниже 60% от величины прожиточного минимума;
специальное государственное пособие, предоставляемое для семей, имеющих четырех и более несовершеннолетних детей независимо от их дохода.
Таким образом, АСП в новом формате будет выплачиваться взамен трех указанных выплат и ее размер будет больше чем их совокупная сумма трех указанных выплат.
За дополнительной информацией необходимо обращаться в Отдел занятости и социальных программ, Центр занятости и к акиму села по месту жительство. Контактные номера: 22-143, 79-073.
Главный специалист ОЗСП
Г. Какимова
Проект «Өрлеу»
Государственная поддержка малообеспеченным семьям
В своих ежегодных посланиях народу Казахстан Глава государства всегда уделяет большое внимание улучшению качества жизни социально уязвимых слоев населения.
В мире существует два вида мер социальной поддержки:
- поддержка пассивного типа (для людей, которые из-за возраста или состояния здоровья не могут себя обеспечивать)
- поддержка активного типа — для малоимущего трудоспособного населения, которое не нашло своего места на рынке труда.
Другими словами социальная помощь должна оказываться только тем, кто действительно в ней нуждается, но при этом не должно быть иждивенческих настроений.
В отличие от адресной социальной помощи, обусловленная денежная помощь (ОДП) выплачивается семьям, чей среднедушевой доход ниже 60% от прожиточного минимума. Размер ОДП составляет разницу между среднедушевым доходом семьи и 60% прожиточного минимума, при условии заключения социального контракта активизации семьи и участия трудоспособных членов семьи в государственных программах.
Помощь, предоставляемая семье, является обусловленной, выполняются условия. Это значит, что семья будет получать денежное пособие только при выполнении условий социального контракта активизации семьи. Предметом контракта является комплекс мероприятий по профессиональной адаптации, направленных на выход семьи (лица) из трудной жизненной ситуации, осуществляемый отделом занятости и социальных программ и участниками контракта.
По контракту члены семьи обязуются работать над преодолением препятствий для социальной активизации семьи. Центр занятости вовлекает трудоспособных членов семьи, отнесенных к категории самозанятых, безработных, лиц трудоспособного возраста из числа малообеспеченных и применяет к ним активные меры содействия занятости, такие как: трудоустройство на постоянные рабочие места, на временные и сезонные работы, трудоустройство на социальные рабочие места, обучение, добровольное переселение и меры государственной поддержки в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы, и иных программ реализуемых за счет средств местного бюджета.
Социальный контракт заключается на 6 месяцев и ОДП выплачивается ежемесячно. При этом в течение участия в проекте перерасчет производится только при изменении количества членов семьи, то есть вне зависимости от размера заработной платы и других доходов размер обусловленной денежной помощи не изменяется. После истечения года возможна пролонгация социального контракта на шесть месяцев, при условии продления социальной адаптации или не завершения трудоспособными членами семьи профессионального обучения, переобучения.
За это время у семьи появляется возможность адаптироваться на рынке труда, выйти из нужды, обеспечить более устойчивый доход.
Обусловленная денежная помощь предоставляется на срок действия социального контракта активизации семьи и выплачивается ежемесячно.
Неотъемлемой частью социального контракта, является индивидуальный план, который разрабатывается совместно с заявителем и членами его семьи, и включает в себя мероприятия по содействию занятости и социальной адаптации.
На сегодняшний день из средств республиканского и местного бюджетов на реализацию Проекта «Өрлеу» по оказанию социальной помощи на основе социального контракта в 2017 году выделено 3013 т.т. (МБ-1434 т.т., РБ-1579 т.т.)
По итогам 2017 года в Мамлютском районе заключили социальный контракт 19 семей (85 человек). Оказано содействие в трудоустройстве 20 лицам, из них 25 человек (100 %) направлены на постоянные рабочие места. Из общего количества трудоустроенных имеют обязательные пенсионные взносы.
Необходимо отметить, что основную долю в числе получателей ОДП занимают получатели ГДП — 33 человека или 49,3 %, впервые обратившиеся — 31 человека или 46,2 %, получателей АСП -3 человек или 4,5 %.
За период участия в Программе у семей появилась возможность адаптироваться на рынке труда, выйти из трудной жизненной ситуации, так у всех 19-ти семей увеличился доход от трудовой деятельности, а в отдельных семьях он превысил средний уровень по району. В 17 семьях согласно индивидуального плана увеличилось подсобное хозяйство. Ими приобретено 4 головы КРС, 25 головы свиней, 70 голов птицы (бройлерных цыплят, курей-несушек, утят, гусят) и т.д.
В результате реализации проекта «Өрлеу» получатели реализуют свой трудовой потенциал, у малообеспеченных граждан за счет постоянных источников дохода повышается уровень и качество жизни, социальная ответственность, снижаются иждивенческие настроения.
Консультант Абилова А.Б.
Дата создания статьи: 03.01.2018 10:42
LANG_ARTICLE_DATE_UPDATE 25.07.2023 11:16